Культуре России XIX в. присущ ряд родовых признаков. Во-первых, убежденная серьезность. Действительно, беззлобно-веселых произведений или отдельных героев практически не наблюдается.
Во-вторых, утрированная типажность персонажей, то есть редкое осознание писателями и художниками ценности личности, штучности человека (исключение составляет творчество Пушкина).
В-третьих, с 1830-х гг. горячо и обязательно любимым персонажем становится «маленький» человек. И любить его должны потому, что он – жертва обстоятельств жизни.
В-четвертых, постоянно обостряющиеся споры о главной роли рационализма или духовности в жизни человека (как частный случай этой проблемы можно назвать тему неправедного богатства и святой бедности).
В-пятых, максимализм требований российского искусства и литературы.
Стремление к абсолютному знанию, чувству, вере стало одной из главных черт российской культуры XIXвека.
Развитие культуры России XIX в. оценить достаточно трудно:
- В ней происходило слишком много важных событий;
- Перелом в культурной жизни столетия затрудняет ее сравнение с событиями предыдущей эпохи;
- Отсутствие четких критериев сравнения с европейским культурным процессом.
Именно в этот период искусство России становится необходимой тайной, загадкой для образованного человека, который впервые начинает подозревать, что в логике и этике теряется индивидуальность личности. Только в эстетике человек сохраняет свою самобытность, только в искусстве личность понимается не в связи с делами и душевными движениями зрителя, а воспринимается как самостоятельное целое.
Произведения искусства особенно глубоко осознаются тогда, когда становятся в чем-то загадкой, трудностью для разума. В момент распутывания этих трудностей и возникает собственно эстетическое начало. Когда человек приходит к необходимости понять загадку, чудо, – возникает высокая культура.
Российская культура XIX столетия стремилась к небывалому. Для нее было мало шедевральности, она находила попытки выхода за рамки жанра. Это подтверждают авантюрная и одновременно социально-психологическая проза Лермонтова, философская опера Мусоргского, критические статьи Белинского, пытавшегося открыть чуть ли не математическую формулу создания литературных шедевров, философская проза Гоголя, лирика Тютчева, агитационная живопись Перова.