Загадка русской культуры XIX столетия

0

Опубликовал admin | Рубрика Искусство | Дата 20-12-2016

Загадка русской культуры XIX столетияКультуре России XIX в. присущ ряд родовых признаков. Во-первых, убежденная серьезность. Действительно, беззлобно-веселых произведений или отдельных героев практически не наблюдается.

Во-вторых, утрированная типажность персонажей, то есть редкое осознание писателями и художниками ценности личности, штучности человека (исключение составляет творчество Пушкина).

В-третьих, с 1830-х гг. горячо и обязательно любимым персонажем становится «маленький» человек. И любить его должны потому, что он – жертва обстоятельств жизни.

В-четвертых, постоянно обостряющиеся споры о главной роли рационализма или духовности в жизни человека (как частный случай этой проблемы можно назвать тему неправедного богатства и святой бедности).

В-пятых, максимализм требований российского искусства и литературы.

Стремление к абсолютному знанию, чувству, вере стало одной из главных черт российской культуры XIXвека.

Развитие культуры России XIX в. оценить достаточно трудно:

  • В ней происходило слишком много важных событий;
  • Перелом в культурной жизни столетия затрудняет ее сравнение с событиями предыдущей эпохи;
  • Отсутствие четких критериев сравнения с европейским культурным процессом.

Именно в этот период искусство России становится необходимой тайной, загадкой для образованного человека, который впервые начинает подозревать, что в логике и этике теряется индивидуальность личности. Только в эстетике человек сохраняет свою самобытность, только в искусстве личность понимается не в связи с делами и душевными движениями зрителя, а воспринимается как самостоятельное целое.

Произведения искусства особенно глубоко осознаются тогда, когда становятся в чем-то загадкой, трудностью для разума. В момент распутывания этих трудностей и возникает собственно эстетическое начало. Когда человек приходит к необходимости понять загадку, чудо, – возникает высокая культура.

Российская культура XIX столетия стремилась к небывалому. Для нее было мало шедевральности, она находила попытки выхода за рамки жанра. Это подтверждают авантюрная и одновременно социально-психологическая проза Лермонтова, философская опера Мусоргского, критические статьи Белинского, пытавшегося открыть чуть ли не математическую формулу создания литературных шедевров, философская проза Гоголя, лирика Тютчева, агитационная живопись Перова.

Самое интересное по теме:



Написать комментарий

You must be logged in to post a comment.